Панферова Елена Владимировна воспитатель

Формирование самостоятельности и уверенности дошкольников

 Самостоятельность, уверенность -это важнейшее качество человека, развитие которого начинается достаточно рано. Порой взрослым кажется, что малышу самостоятельность не свойственна, так как он полностью зависит от взрослого, но это не так. Дети рано заявляют «Я сам»- тем самым хотят показать свою самостоятельность. С возрастом самостоятельность детей усиливается, связано с изменениями происходящие в развитии детей, овладевают навыками разговорной речи, используют её как средство общения. В развитии психических процессов происходят изменения.

Развитие восприятия, внимания, памяти, речи и мышления создает хорошие возможности для формирования знаний, навыков, умений в игре, на занятиях, при выполнении трудовых поручений. Подражание остается отличительной особенностью детей. Подражая ребенок копирует слова и действия взрослого, тем самым приобретает отдельные сведения и умения действовать. Возрастающая самостоятельность является важным шагом в развитии детей. Деятельность становится содержательной и насыщенной, дети чувствуют себя уверенными. Самостоятельность проявляется также при самообслуживании (воспитание культурно-гигиенических навыков, умение пользоваться ложкой, одеваться и. т. д. На занятиях самостоятельность проявляется в приобретении и закреплении навыков умственной и практической работы (умение слушать, отвечать, выполнять задуманное). При выполнении трудовых поручений взрослого ребенок приобретает новые навыки. При развитии самостоятельности большую роль играют знания и навыки, а также воля и чувства. Необходимо помнит о том, что развивая самостоятельность у детей надо учитывать наличие имеющихся знаний.

В процессе воспитания детей, самостоятельности должно проходить по мере того, как появляются потребности в разнообразной деятельности. Материалы и игрушки для самостоятельной деятельности должны быть подобраны таким образом, чтобы они побуждали детей применять полученные ранее знания и умения. Необходимо показывать и подсказывать детям, где и как они могут применять свои знания и умения, при необходимости повторять. Побуждать детей использовать самостоятельно то, что они уже умеют. В процессе деятельности, необходимо поддерживать активность детей, способствовать тому, чтобы ребенок самостоятельно выполнял то, что смог увидеть, удержать в памяти, услышать. Необходимо давать возможность самим поразмышлять над выполнением тех или иных действий. Плодотворная самостоятельность зависит от дружеской атмосферы, речь взрослого должна быть спокойной, эмоциональной. Эмоциональная речь создает у детей бодрое настроение, они с удовольствием выполняют любую деятельность. В самостоятельности также важен тот период, когда дети только начинают осваивать требования об некоторых обязанностях (отношение к вещам, предметам, отношение с окружающими). При обучении основную часть работы должен выполнять взрослый.

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обес-

печить разнообразие видов и способов движений, упражнений с раз-

личными игрушками, пособиями. Руководство этой деятельностью

обязательно предусматривает организацию физкультурно-игровой

среды (достаточное место для движений, нужное количество, разно-

образие, сменяемость пособий). демонстрации достижений детей в освоении разных видов упражнений, в проявлении физических и нравственно-волевых качеств.

Важное значение играет поощрение детей за выполненную работу, так как оценка является сильным средством развития самостоятельности, вызывает доверительное отношение к взрослому.

Чем раньше будет начата работа, тем больших результатов можно достичь.

6 декабря 2017 в 21:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.